Язык мысли

Задумался сегодня о нашем родном языке. Точнее даже не о нем самом, как о мыслях в голове на этом самом языке, о людях, которые на нем говорят, о вывесках, о новостях, об эмоциях, которые этим языком могут быть вызваны.

На секунду захотелось на какое-то время напрочь забыть русский язык. Не из-за того, что он мне не нравится или надоел, нет, из-за того, чтобы перестать видеть людей на этом языке, думать о вещах на этом языке, говорить о себе на этом языке.  И тут я озадачился, ведь если надолго покинуть родную языковую среду, то такое может и случиться. Но что дальше?

Что именно происходит с человеком, когда он это делает? То, что человек теряет способность изъясняться на родном языке и постепенно его забывает — оно понятно, но что происходит с сознанием человека, с его мышлением, какие процессы при этом протекают в его подсознании, как он вообще видит Мир для себя? Что происходит с его внутренним голосом, и на каком языке протекает его внутренняя речь? Переходит ли она на иную языковую систему той среды, в которой человек находится, или нет?  А если да, то в какой момент и как это происходит?

Для наглядности хочу привести один пример, который не так давно вычитал в одной работе. Пример касается слова «неудачник», которое в американском языке означается словом «loser”.  Если сильно не углубляться в суть этих двух понятий, то может показаться, что они чем-то схожи, однако это не так. Слово «лузер» происходит от слова «lose»  (терять, проигрывать), где субъект изначально поставлен в активную позицию, в которой он по какой-то причине систематически проигрывает, что совершенно не похоже на наше «неудачник», где субъект пассивен, и вся  жизнь его сложилась таким образом вследствие преследовавших его неудач.

Я выбрал этот пример не просто так. Он очень наглядный, и наглядный потому, что с раннего детства и в течении жизни на людей вешают ярлыки, шаблоны, научают действовать определенным образом. Родители и школа создают целую модель поведения. И создается все это на родном языке субъекта. И таких моделей/шаблонов превеликое множество. Такие модные сегодня слова как патриотизм, честь, доблесть могут просачиваться всем своим нагромождением во все жизненные сферы человека, неся определенную психоэмоциональную нагрузку. Не трудно догадаться, что в такой ситуации человек является заложником той языковой системы, в которой он воспитан. Поэтому очень интересно, что происходит с ним при смене этой среды. Как и каким образом перетекает одно понятие, в другое, одни паттерны поведения в другие. Даже на примере таких понятий как «loser” и “неудачник” наглядно видно, что для того, чтобы подпитывать укоренившийся именно такой образ себя, то необходимо минимум перестроить поведенческую модель под новые понятия, или категории понятий. Однако этому нужно учиться. И если «базовым» шаблонам человека учит его окружение в детстве и юношестве, тот тут нужно учиться самому. И возникает логичный вопрос, каким образом и через какие механизмы происходит «узнавание» тех моделей, которые человек привык подпитывать, и как происходит «впитывание» новых поведенческих моделей из новой культурной среды.  И хотя на тему исследования языка и его связи с мышлением было написано множество интереснейших работ, вопрос взаимодействия между информацией, закодированной языком, поведением человека, и его мироописанием, в том числе и описанием себя же самого в этом мире, до сих пор остается до конца непонятым. Эта тема довольно интересна, так как, если с понятиями, которым есть соответствия в материальном мире боле-менее все понятно (стол есть стол, дом есть дом), то с такими понятиями, которым нет материального соответствия, например, бог, родина, альтруизм и подобное, далеко не все понятно. А ведь именно с абстрактными понятиями связано большинство личностных трудностей человека. Такие понятия как плохой, хороший, смелый, трусливый, благородный, эгоистичный и так далее, усваиваются человеком и в последствии являются для него своего рода навигационными приборами, с помощью которых он ориентируется в окружающем мире.  Но эти понятия, зачастую, как раз и вызывают многие личностные трудности человека. И проблемы могут проявляться там, где человек их меньше всего ждет, — в мотивации, в отношениях, в настроении, и даже в таких физиологических процессах как еда и секс. Поэтому сталкиваясь с очередной порцией информации, которая изобилует такими понятиями, весьма неплохо провести свой личный анализ внутреннего содержания этих самых понятий, и делать периодическую ревизию своего лингвистического багажа на предмет очищения его от мусора, на каком языке он бы ни был.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *